Бальдингер – художник Экспедиции заготовления государственных бумаг

А.В. Жукова. Доклад «Бальдингер – художник Экспедиции заготовления государственных бумаг» на XXII Всероссийской нумизматической конференции в Смоленске, 25 мая 2023 года.


Текст из видео получен с помощью автоматического компьютерного распознавания, поэтому в нем могут содержаться многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания звука.

Добрый день, уважаемые коллеги. Соответственно в силу специфики гознаковских художников сведений сохранилось достаточно немного и это, в том числе, относится к художникам второй половины 19-го столетия, работавшим в ЭЗГБ над проектами кредитных билетов.

О некоторых из них мы знаем немало. Например, Виктор Зарин, рабочий дневник которого сохранился в собрании гознака. О некоторых чуть поменьше. Как раз Арнольд Францевич Бальдингер относится ко второй категории граждан, о нем и пойдет речь в докладе.

Доклад будет строиться из двух частей. В первой мы осветим основные вехи биографии, а во второй непосредственно поговорим о его деятельности в ЭЗГБ, что, вероятнее всего, будет интереснее.

Что касается биографии. Родился Бальдингер в творческой семье некого швейцарского архитектора-иллюстратора по имени Франц Генрих Бальдингер. Следует сказать, что он являлся профессионалом своего дела. Обучался в техническом институте Академии Наук, участвовал в реставрации Собора Св. Стефана, готовил иллюстрации по истории зодчества и долгую часть своей жизни посвятил преподаванию архитектурного рисунка в строительной школе.

Естественно, талант и способности юного Арнольда Карла Бальдингера легли на благодатную почву. Он пошел по стопам отца, связал свою жизнь с искусством. Образование получил в Королевской художественной школе Штудгарта и Венской Академии объединенных изобразительных искусств.

По окончании обучения длительное время сотрудничал с обществом тиражного искусства, которое объединяло специалистов в области печатной графики. Главное своей целью общество видело в развитии вкуса населения к искусству. На страницах издания публиковались как работы уже признанных мастеров, так и совсем неизвестных публике.

В 1876 году в возрасте 26 лет Бальдингер приехал в Санкт-Петербург. Доподлинная причина его переезда неизвестна, но рискнем предположить, что это сулило ему достаточно хорошую работу во «Всемирной иллюстрации». Как известно, на тот момент, это одно из самых популярных изданий в России. Сразу же он принимает участие в работе над иллюстрированной хроникой военных событий русско-турецкой войны. Это издание выходило, как приложение по «Всемирной иллюстрации».

Проработал Бальдингер в издании достаточно долго, около 7 лет. Последние его рисунки датируются 1883 годом, насколько можно судить по выявленным работам. Характер зарисовок для издания был многогранен, что логично, поскольку журнал освещал все возможные события, волнующие публику.

К фото: Здесь мы встретим иллюстрации с гиппопотамами, носорогами, зарисовки с электротехнических выставок. Кроме того издание освещало очень серьезные исторические события, свидетелем которых также стовитсяся Бальдингер. Например, это похороны Достоевского или смертельное покушение на Императора Александра II.
В 1884 году он заканчивает свою деятельность с иллюстрацией и поступает на службу в ЭЗГБ, где проработал фактически треть своей жизни по 1904 год. Затем по болезни вынужден был уйти в отставку.

К фото: Здесь мы с вами видим акварель, авторство которой тоже приписывают Бальдингеру. Это его известная иллюстрация.

После ЭЗГБ Бальдингер, вплоть до своей смерти работает в типографии Вольфа и готовит иллюстрации для детских изданий. Например, самое важное из них, это книги Л. Чарской «Записки маленькой гимназистки». Чуть ли не самая популярная книжка на тот момент для детей.

Скончался Бальдингер в 1911 году. К сожалению, точных документов найти не удалось о дате и причине смерти. Можно судить по зарубежному изданию географической энциклопедии «Оргал», где представлена биография его отца и упоминается, что его сын долгое время проживал в Петербурге и там же скончался. То есть он никуда не эмигрировал. Кроме того, в справочном издании «Весь Петербург» все упоминания про Бальдингера пропадают как раз в 1911 году.
Раз уж речь зашла о справочном издании «Весь Петербург», можно сказать, где Бальдингер проживал. Всего лишь два адреса: «Фонтанка, 97», т.е. недалеко от ЭЗГБ и после того, как он ушел в отставку, он жил по адресу «Садовая, 65» близ Никольских ворот.

Что касается семейного положения, женился он в 1876 году, когда переехал в Санкт-Петербург. Имел двух сыновей – Макса и Мелания (?). Причем известно, что Макс впоследствии стал зодчим. В Архангельске позже открыл совместно с городовым архитектурным Витте целое товарищество «Витте и Бальдингер».

Теперь мы возвращаемся в далекий 1884 год, когда Бальдингер только-только поступил на службу в ЭЗГБ. Сразу стоит сказать, что он участвовал в работе над «Историей кавалергадов», которая вышла в типографии ЭЗГБ. Что касается эскизов: в дальнейшем он участвовал во всех проектных работах, связанных с созданием бумажных денежных знаков новых образцов. В собрании Гознака сохранилось несколько десятков эскизов, которые по атрибутивным записям и характерным особенностям оформления можно отнести к работе Бальдингера.

Что касается авторского почерка Бальдингера, то они абсолютно произвольные, но чрезвычайно характерные по эскизам. Например, это черные, темно-синие, темно-серые чернила, другие художники такими не пользовались, также стоит обратить внимание на очертания букв, которые особенно прослеживаются в надписях «государственный кредитный билет». (На фото выделена часть со словом «Билетъ»). Кроме того, управляющий характерный загиб букв, начертания числительных (25 рублей) и также серия-номер достаточно косвенные признаки, но все же отличаются. Был второй вариант числительных, несколько квадратный рубленный шрифт, похожий на Гокова (?), но есть авторский почерк.

В 1886 году Бальдингер принимает участие в создании эскизов кредитных билетов образца 1887 года.

К фото: Здесь видим пример в виде «5 рублей». Обратите внимание на авторские штрихи. Далее тот же самый вариант «5 рублей», который очень похож на выпущенный кредитный билет, только значительно доработаный. Затем «10 рублей» – тоже сильно похож на реализованный проект (написание числительных). И «25 рублей» — не реализованный. Причем, обращаю ваше внимание, он очень сильно предваряет проект 1889 года, т.е. следующую компанию после основания испытательного отделения.

Бальдингер разрабатывает билеты нового образца 1889–1892 годов. Они очень схожи. В фондах удалось найти целыми как лицевую, так и оборотную стороны, которые достаточно разрознены. Далее уже знакомые многим по публикациям эскизы 5 и 10 рублей.

К фото: Кроме того, в эту же компанию в начале 1990-х находятся эскизы, где Бальдингер работал с другими художниками. В данном случае это В.А. Бобров. Слева видим явно работал один человек и справа уже штрихи Боброва, а текст явно Бальдингера.

К фото: И эскиз Шарлеманя, здесь написано, что цифры Бальдингера и рамку тоже выполнял Бальдингер. Опять же, обращаю ваше внимание, на то, как написан текст.

К фото: Следующая компания, в которой Бальдингер принимает участие, это упрощенная портретная серия 1898-1899 годов. Во-первых, возможно Бальдингер работал над картинкой второго извода.

К фото: Не реализованный кредитный билет 25-и рублей.

К фото: 50 рублей – скорее всего по этому эскизу банкнота вышла в обращение. Первоначальный эскиз, где наложен текст другой, и реализованный.

К фото: 1901 год, уже начало 20 века – эскизы в стиле модерн. К сожалению, не реализованные. В данном случае интерес представляет – предмет из фонда (лицевая и оборотная сторона), где на оборотной стороне сохранился первоначальный эскиз карандашом, который обычно выкидывают.

К фото: Также 25 рублей и 50 рублей.

На этом деятельность Бальдингера разработке российских денежных знаков, судя по сохранившимся эскизам, заканчивается. Но он также принимал участие в разработке других заказов от ЭЗГБ. Например, в начале 20 века художник выполнил эскизы для русско-китайского банка номиналом 50 и 100 мексиканских долларов, из которых утвердили в последствии 50 долларов.

В 1903 году Бальдингер выполнил часть эскизов для Болгарского Народного банка, из которых утвердили эскиз номинала в «50 левов серебром»м. Но в конечном итоге это вылилось в «100 левов серебром». Подробнее об этом уже докладывали мои коллеги.

Вопросы:
— Как Бальдингер попал в Россию неизвестно?
— Скорее всего по приглашению. Об этом ничего точно не известно.
— Эскизы портретов Императора были уже готовые или это делал Бальдингер?
— Я так понимаю, что это уже брали готовые. Это не Бальдингер. (Фактически это копии с уже известных в народе портретов Исператоров).