Художник «Гознака»
Ян Борисович Дрейер

В.А. Березина. Доклад «Художник Гознака Ян Борисович Дрейер» на XXII Всероссийской нумизматической конференции в Смоленске, 25 мая 2023 года.


Текст из видео получен с помощью автоматического компьютерного распознавания, поэтому в нем могут содержаться многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания звука.

Продолжаем традицию рассказывать биографии художников Гознака. Сегодня хотелось бы рассказать про самого необычного, загадочного художника – Яна Борисовича Дрейера, который на самом деле работал на московской печатной фабрике Гознака всего лишь два года, но его эскизы очень яркие и достойны того, чтобы о них поговорить.

К сожалению, о биографии Дрейера мы знаем совсем немного, как и о биографии большинства художников Гознака того периода. Нам бы не о чем было бы сегодня говорить, если бы мне не попалось случайно дело из Российского государственного архива литературы и искусства Москвы. Дело маленькое, там буквально несколько страниц, но мы хоть что-то узнаем об этом художнике.

Дело это связано с тем, что Дрейер пытался в 1926-ом году, уже поработав на Гознаке и к тому времени являясь безработным, он пытался устроиться практикантом в ВХУТЕМАС на скульптурное отделение. Его вроде бы берут (этот момент не очень понятен из дела), но анкета там отложилась.

Что мы узнаем из этого дела: Ян Борисович Дрейер родился в 1894-м году в Одессе, в семье канатного мастера и затем с 1911 года, получив общее образование в размере 4-х классов, учился в художественном училище «Общество изящных искусств», которое находилось на тот момент в ведении Императорской Академии Художеств. Это учебное заведение считалось одним из лучших в Российской Империи, и успешные выпускники имели права поступления в Академию художеств в Петербурге без вступительных экзаменов.

Однако учился Дрейер там с перерывами, как он сами пишет в анкете, из-за невзноса учебной платы и войны. Затем, после революции, он работал в советских учреждениях в Одессе инструктором в Губернском отделении народного образования и заведующим художественной мастерской при Агидпроповском (Агитпро́п) коммитите.

Дрейер переезжает в Москву, где с мая 1922 по 1924 год работает художником на второй московской печатной фабрике Гознака. Он был в числе большого количества художников, которых приняли на московскую печатную фабрику для создания денежных знаков для нового советского государства.

Драйер создавал эскизы денежных знаков, ценных бумаг, а также иллюстрации. Теперь посмотрим на его проекты, и вы увидите, насколько любопытным он являлся художником.

К фото: Это карандашный, довольно темный эскиз проекта государственного кредитного билета достоинством 100 рублей (1922 года). Здесь можно увидеть, что Драйер изображает фигуру кузнеца достаточно характерно для советской пропаганды. Мы можем увидеть образ кузнеца и на денежных знаках, и на облигациях, но на эскизе Драйера видно, что кузнец – рабочий. Интересно, что все эскизе Дрейера можно отнести к реализму. Будучи из семьи пролетарской в прямом смысле этого слова, он хорошо знал этот быт и рабочий труд. Потому и рисовал тех людей, которых встречал за свою жизнь.

Необычная серия государственных казначейских билетов достоинством 1, 3 и 5 копеек. Эти эскизы уже неоднократно демонстрировались, они, конечно, очень любопытны. Скорее всего они были сделаны в рамках разработки оформления разменных временных номиналов в копейках, выпущенных в 1924 году, из-за нехватки в обращении золотых монет.

На эскизах 3 и 5 копеек лица рабочих, а на эскизе в 1 копейку художник поместил портрет крестьянки. Конечно, можно себе представить и то, что эти эскизы были бы реализованы и стали бы денежными знаками, они бы вызвали недоумение современников. Ведь они были далеки от тех идеализированных образов пролетариев и крестьян, которые новая советская власть пыталась поместить на все свои средства агитации и пропаганды.

На карандашный эскиз казначейского билета 1924 года достоинством в 1 рубль художник поместил сидящую на возвышении работницу с достаточно грубыми почти мужскими руками, слева от нее знамя – символ революции (можно предположить, что знамя, естественно, красное), держит она за руку мальчика, который опирается на раскрытую книгу – символ просвещения, и рядом еще раз дублируется символ пролетария – молот. Немного странноватая композиция.

Совсем другая яркая серия эскизов государственных казначейских билетов достоинством от 3-х до 25-и рублей, 1924 год. Вероятно, подготовлены к заключительному этапу денежной реформы. Здесь нет изображения людей, художник помещает стилизованные красочные объекты: восходящее солнце, трубы заводов и тд. Вероятно, предполагалось использование русской печати для ее изготовления. Эти эскизы не учитывают традиции оформления банкнот, когда для каждого номинала характерен конкретный цвет. Дальше эскизов разработка этих номиналов не пошла.

В 1924 году Драйер принимал участие в создании получервонца.

Помимо изготовления эскизов денежных знаков, Драйер принимал участие в разработке герба Советского Союза (как и все художники Гознака) и создает несколько вариантов в виде эскизов.

Помимо этого, Драйер обрисовывает эскиз крестьянского займа 1923-его года. Это все не было реализовано.

А вот то, что было реализовано – это проекты гербовых марок 1923 года с изображением матроса и крестьянина. Обратите внимание, как их образы отличаются от классических образов. Это был первый выпуск гербовых марок в СССР.

Дрейер оформляет и другую продукцию Гознака. В частности, эскизы образцов вексельной бумаги – очень легко отличимы его персонажи (рабочий, трубы заводов).

Соответственно оформляет единственный выпуск журнала «Бюллетени фабрик заготовления государственных знаков» 1923 года. Журнал был издан с обложкой на плотной бумаге с вкладками и экспонировался как пример полиграфической деятельности Гознака на Парижской выставке 1925 года.

Также Драйер создает проекты для журнала «Искусство», который выпускается на Московской печатной фабрике в 1923 году. Однако по итогу журнал был издан с другими виньетками. То есть виньетки по эскизам Драйера не были использованы.

К сожалению, причины ухода или увольнения Драйера с Московской печатной фабрики не известны, как и его дальнейшая судьба. Известно лишь то, что к 1926 году он безработный, перебивается случайными заработками и пытается устроиться на факультет ВХУТЕМАСа (видимо его взяли, обучение длилось полгода). Что было с ним дальше, к сожалению, не известно.

В заключение стоит сказать, что недавно должен был выйти тираж буклетов о художниках Гознака, где, в частности, обновлена информация о Яне Борисовиче Драйере с учетом моих находок из государственного архива литературы и искусства.

Вопросы:
— Получается ни одной работы Драйера не было реализовано, кроме марок?
— Он был автором компоновки трех червонцев 1924 года. Другое дело, что итоговый вариант все равно был доработан. Еще, вот, марки и обложка журнала.