Пётр Великий на российских банкнотах

Образ Петра I на протяжении более трех столетий является важнейшим государственным символом России. Неудивительно, что портреты Петра часто помещали на денежные знаки – и при его жизни, и после его смерти.

Монетная – и прижизненная, и посмертная иконография Петра I весьма обширна. После смерти Петра его изображение появилось на серебряном рубле 1914 г., посвященном 200-летию Гангутской битвы, а затем – на советских и российских памятных монетах, начиная с конца 1980-х гг.

Парадоксально, но на банкнотах Пётр появился гораздо раньше, чем на памятных монетах. Однако «петровские» банкноты известны гораздо меньше монет. Всего таких банкнот, выпущенных в обращение, в до-революционной России было три: 50 рублей образца 1866 г., 500 рублей образца 1898 г. и 500 рублей образца 1912 г.

Из этих трех банкнот наиболее редка и наименее известна первая.

После окончания Крымской войны было решено «сделать кредитные билеты более изящными» с целью «отвращения» их подделки. Первоначально на новых кредитных билетах предполагалось поместить портреты жителей разных губерний России и виды крупнейших городов империи. Однако работа над созданием эскизов затянулась и в 1863 г. концепция оформления новых банкнот была изменена. Теперь на них предполагалось поместить портреты «знаменитых в отечественной истории государей, приобретших общенародную известность, например, великого князя Дмитрия Иоанновича Донского, царей Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича, императора Пе-тра I и императрицы Екатерины II, сделав над каждым портретом и самую надпись имени государя».

В Донском монастыре и в Императорском Эрмитаже были сфотографированы оригинальные портреты российских правителей, и по фотографиям сделаны портреты для кредитных билетов. Для работы по их созданию был приглашен «исторический живописец» О. И. Тимашевский. В 1864 г. он выполнил рисунок для помещения на банкноте (см. фронтиспис настоящего изд.), на основе портрета Петра I работы А. Матвеева, восходящего к оригиналу К. Моора и хранящегося в Эрмитаже. Императорские регалии были также рисованы с натуры. После одобрения императора приглашенный на службу в ЭЗГБ из Австрии гравер И. Эйзенгардт награвировал портреты на стали. В собрании Гознака хранятся материалы, связанные с историей создания этой банкноты: портрет, скопированный Тимашевским; оригинальная форма, вырезанная Эйзенгардтом, стальной цилиндр («малет») для перевода изображения на печатные формы, оттиски портрета и образцы самой купюры (цв. вкл. XXXII)7. К одному из образцов подшита записка управляющего ЭЗГБ Ф. Ф. Винберга, свидетельствующая о том, что это образец, одобренный 23 февраля 1868 г. императором Александром II. Вскоре, с весны 1868 г., начался постепенный обмен старых кредитных билетов на новые.

Портреты «знаменитых в отечественной истории государей» были распределены по банкнотам строго по времени их жизни: на 5-рублевой купюре – Дмитрий Донской; на 10-рублевой – Михаил Фёдорович, на 25-рублевой – Алексей Михайлович, на 50-рублевой – Пётр I, на 100-рублевой – Екатерина II. Таким образом, Петру I «достался» 50-рублевый билет, который фактически был промежуточным между 25-рублевым и 100-рублевым билетами. К тому же вскоре после выхода этих купюр в обращение появились их высококачественные подделки ра-боты известного фальшивомонетчика Л. Варнерке. Это предопределило недолгую жизнь 50-рублевых купюр: если банкноты всех остальных номиналов образца 1866 г. выпускались и позже (с новыми датами – как правило, по четным годам), то 50-рублевые билеты известны только с датой «1866». В 1871 г. 50-рублевые билеты было приказано изъять из обращения. Поскольку покупательная способность этих банкнот была высокой, до наших дней не дошли такие купюры, бывшие в обращении. Во всяком случае, в коллекциях они не известны. Есть только образцы, в том числе – сохранившиеся в собрании Гознака, и подделки Варнерке.

После изъятия из обращения 50-рублевых банкнот образца 1866 г. Пётр Великий «пропал» с банкнот на несколько десятилетий. Фактически в этот период кредитные билеты номиналом 50 рублей в обращении отсутствовали. В 1887 г. банкнотный ряд был обновлен, и в обращении появились бумажные купюры номиналом от 1 до 25 рублей (100-рублевка осталось старой – с портретом Екатерины II). Вскоре в обращении обнаружились их подделки, и это предопределило создание в ЭЗГБ в 1889 г. особого Испытательного (Секретного) отделения, где сосредоточилась вся работа по проектированию бумажных денег с учетом высоких требований к их защите.

С первых дней Испытательное отделение начало работу над созданием новых банкнот. К концу 1880-х – началу 1890-х гг. относится множество их эскизов работы художников Экспедиции А. И. Шарлеманя, А. Ф. Бальдингера, Н. В. Набокова. Шел поиск изображений, которые должны были стать концептуальным стержнем новых билетов. В итоге на новые купюры поместили изображение молодой женщины в царских одеяниях, символизирующей Россию. Однако на первоначальные эскизы художники помещали самые разные изображения: портреты монарших особ (царя Михаила Фёдоровича, Екатерины II, Павла I, Николая I и др.), государственных деятелей («отца» кредитных билетов – министра финансов Е. Ф. Канкрина), античного бога торговли Меркурия, витязей, персонажей в костюмах XVI–XVII вв., детей и т. п. Как ни стран-но, из всей массы эскизов этого периода только один посвящен Петру I. Это проект л. с. 3-рублевого билета, выполненный А. И. Шарлеманем в 1890 г. Его композиция необычна: на нем изображены два портрета Петра, один из которых является зеркальным отображением другого. Этот эскиз не утвердили, и новый 3-рублевый билет тогда не выпустили.

В 1892 г., параллельно с работой над банкнотами с образом России началась работа над кредитными билетами «императорской серии». В 1894–1895 гг. приглашенный из Вены художник Р. Рёсслер выполнил эскизы этих купюр. Новые билеты должны были быть очень хорошо защищены от подделки, что достигалось исключительной сложностью металлографской гравюры. По первоначальной идее на каждой купюре должен был быть помещен портрет одного из императоров – Павла I, Александра I, Александра II, Петра I. Сохранились первоначальные эскизы с портретами Петра на проектах двух купюр – 10- и 100-рублевой, причем на эскизе 10-рублевки – изображение скульптурного портрета Петра I, выполненного М. М. Антокольским в 1872 г.14 В первоначальном виде «императорская серия» осуществлена не была. Награвированное изображение скульптуры Антокольского в 1893 г. также было использовано для эскиза 25-рублевой купюры, не связанной с «императорской серией», но эта работа не получила развитие.

Только в начале 1910-х гг. 100 и 500 рублей «императорской серии» вышли в обращение, причем эскизы л. с. (без портретов) были выполнены заново. Остальные эскизы так и не реализовали, хотя граверы Экспедиции проработали многие месяцы над формами металлографской печати для этих купюр – в те годы эту работу невозможно было механизировать, а рисунок был очень сложным.

Бурное развитие торговли и промышленности в России послед-ней четверти XIX в. предопределило оборот больших денежных сумм. К тому же, в 1895–1897 гг. была проведена денежная реформа, в результате которой рубль был девальвирован на треть. Требовалась более крупная купюра, чем 100-рублевая «катенька». В итоге был разработан новый кредитный билет номиналом 500 рублей образца 1898 г. Он стал второй «петровской» банкнотой, выпущенной в обращение. В собрании Гознака сохранился эскиз л. с. этой купюры, выполненный Н. В. Набоковым. На эту купюру поместили портрет Петра I со скульптуры М. М. Антокольского, награвированный ранее для банкнот «императорской серии». Это же изображение поместили на локальный водяной знак. Это – первый случай в истории российских бумажных денег, когда портрет на банкноте передан через изображение скульптуры. Император Николай II утвердил образец банкноты 4 ноября 1898 г. Этот образец с собственноручной записью С. Ю. Витте сохранился в собрании Гознака.

Банкнота вскоре вышла в обращение. Она стала самой крупной по номиналу купюрой дореволюционной России. В народе она получила прозвище «петенька» или «петруша», по аналогии со 100-рублевой «катенькой».

Третья «петровская» банкнота пришла на смену второй в 1912 г. Это был 500-рублевый билет нового образца. Его о. с. была выполнена на ос-нове эскиза 100-рублевого билета «императорской серии» Р. Рёсслера 1894 г. (с портретом Петра), лицевая – на основе эскиза Р. Г. Заррина, выполненного в 1907 г. Интересно, что портрет Петра, помещенный на первоначальном эскизе, в итоге был заменен на другой, восходящий к гравюре Я. Хубракена, выполненной по портрету К. Моора. Портрет, помещенный на о. с. банкноты, выполнен металлографским способом. Он же повторен на водяном знаке. Образец банкноты был утвержден Николаем II 3 августа 1912 г.

Это были последние 500-рублевые банкноты дореволюционной России. Вместе со 100-рублевой «катенькой» образца 1910 г. они стали самыми знаменитыми банкнотами Российской империи. Благодаря своей «монументальности» они стали ассоциироваться у последующих поколений с полноценностью и стабильностью довоенного царского золотого рубля.

Следующие «петровские» денежные знаки – это деньги-марки образца 1915 г. Как известно, они были выпущены для замены металлической монеты в условиях разменного кризиса, вызванного Первой миро-вой войной. За основу при их создании были выбраны почтовые марки, посвященные 300-летию На основе этих марок тех номиналов, которые соответствовали разменным монетам – 1, 2, 3, 10, 15 и 20 копеек – были выпущены деньги-марки. Портрет Петра I помещался на марке 1-копеечного номинала, выполненной по эскизу И. Я. Билибина (цв. вкл. XXXIV). Марки-деньги печатались в огромных количествах, хотя их часто подделывали, и для обращения они были не очень удобны.

Две революции 1917 г. – Февральская и Октябрьская – изменили страну и ее символы. В первые послереволюционные годы продолжали печатать старые купюры, в т. ч. с портретом Петра I, но на банкнотах новых образцов не было ничего, что напоминало бы об императорской власти и вообще об истории России XVIII–XIX вв. Исключением ста-ли денежные знаки, печатавшиеся белыми в годы Гражданской войны – «петроградки» Полевого казначейства Северо-Западного фронта. Эти деньги печатались за границей и ходили на территории, подконтрольной войскам генерала Н. Н. Юденича, наступавшим на Петро-град. На о. с. купюр всех номиналов был изображен памятник Петру I в Петрограде.

Возвращение образа Петра Великого на бумажные денежные знаки связано с разработкой первых банкнот новой России. 13 июля 1990 г. был учрежден Центральный банк Российской Федерации как преемник Российского республиканского банка Госбанка СССР. Уже в августе 1990 г. художники Гознака выполнили эскизные проекты билетов Центрально-го банка России достоинством от 5 до 200 рублей. На них были помещены портреты выдающихся людей – Ю. А. Гагарина, В. И. Сурикова, П. И. Чайковского, М. И. Кутузова, К. Э. Циолковского, А. С. Пушкина и М. В. Ломоносова. На эскизе 100-рублевой банкноты, посвященной Пушкину, был изображен памятник Петру I – герой поэмы «Медный всадник». Таким образом, Пётр, как уже было неоднократно, показан через изображение скульптуры. В дальнейшем в первой половине 1990-х гг. художники Гознака выполнили эскизы нескольких «портретных» серий банкнот. Почти на всех эскизах купюр с портретами Пушкина изображался и «Медный всадник». Кроме того, на эскизах с портрета-ми М. В. Ломоносова изображен мозаичный портрет Петра, набранный великим ученым из кусочков смальты в 1754 г. Одна-ко развитие банкнотного дизайна пошло по иному пути, и ни один эскиз «портретных» серий осуществлен не был.

Выбор был сделан в пользу развития «городской» серии банкнот, работа над которой началась в 1993 г. Предполагалось, что каждая ку-пюра будет посвящена одному из российских городов. В 1995 г. первые банкноты «городской серии» вышли обращение. Но еще ранее, летом 1994 г., А. А. Тимофеев и И. С. Крылков выполнили эскизы банкнот «городской серии» номиналом 1 и 5 рублей с видами Новосибирска и Архангельска. Эскизы делали на будущее: в тот период покупательная способность банкнот таких номиналов была бы ничтожной, и в обращении их давно заменили монеты. На эскизе с видом Архангельска изобразили памятник Петру I, отлитый по модели М. М. Антокольского и открытый в 1914 г.

В 1995 г. первые банкноты «городской серии» номиналом от 1000 до 100 000 рублей вышли в обращение. В марте 1997 г. был выпущен билет Банка России номиналом 500 000 рублей, посвященный Архангельску. По покупательной способности он стал самым высоким на тот момент, и в обращении находился очень недолго. За основу был взят переработанный эскиз 1994 г. После того, как в результате деноминации с купюр «исчезли» три ноля, 500 000 рублей превратились в 500 рублей. С момента ввода в обращение банкнота прошла четыре модификации – 2001, 2004 и 2010 гг. Все они сегодня остаются законным платежным средством.

Как уже было отмечено, изображение памятника Петру I работы М. М. Антокольского на 500-рублевой банкноте помещалось и раньше – на кредитных билетах образца 1898 г. Таким образом, можно говорить об исторической преемственности в дизайне денежных знаков.
Автор: А. А. Богданов (Санкт-Петербург, АО «Гознак»)